История
О времени образования пещерного монастыря св. Анастасии Узорешительницы в Качи-Кальоне не сохранилось точных сведений. Большинство учёных полагают, что это случилось примерно в VIII веке.
Претерпевая тяжкие гонения за чистоту православной веры, эмигрируя в этот период из Византии в Таврику, монахи основывают здесь пещерный монастырь, вокруг издревле почитаемого источника в честь святой великомученицы Анастасии Узорешительницы.
Издавна монастырь был почитаем русскими государями. По жалованной грамоте царя Бориса Годунова 1598 г. церкви св. Анастасии выдавалась милостыня. Известно, что и царь Михаил Фёдорович оказывал денежную милость монастырю.
К XVIII веку монастырские постройки обветшали, и в скиту остался единственный молитвенник-пустынножитель. Имя этого подвижника лишь Господь ведает, однако история нам приоткрыла один из его подвигов.
В 1774 году Крым стал независимым ханством. Именно это событие, ставшее началом массовой резни христианского населения мусульманами, послужило первой и главной причиной массового исхода крымских христиан в пределы России.
Духовным и гражданским главой православного христианства в этот период был святитель Игнатий, митрополит Готфейский и Кефайский, кафедра которого располагалась в столице Крымского ханства – Бахчисарае, в Свято-Успенском мужском монастыре.
Проводя до назначения в Крым свою жизнь сначала на Афоне, а потом в Константинополе, в уединённой монашеской келье, святитель знал только по слухам о притеснениях, повсюду претерпеваемых христианами от мусульман.
Когда же, переселившись в Крым, он увидел собственными глазами, каково было положение его несчастных соплеменников, тогда и возопиил к Богу об освобождении своей паствы от варварского ига.
Всеблагий Господь услышал молитву Своего угодника. Осуществился выход христиан из Крыма в Россию.
Однако, проведав о готовящемся плане выхода христиан, татары стали преследовать митрополита Игнатия с целью убить его. Владыка нашёл себе укрытие именно в урочище Качи-Кальон, где и прятал около двух месяцев наш грек-отшельник, питая и охраняя святителя.
Выход христиан проходил через Качинскую долину. Поклонившись обители святой Анастасии Узорешительницы, которая во время гонения укрыла их предстоятеля, христиане взяли с собой чудотворную икону этой святой и покинули Крым.
Опустела святая обитель, постепенно приходила в полный упадок церковь и другие монастырские постройки.
Возрождение скита св. вмц. Анастасии Узорешительницы стало возможным в XIX веке, благодаря деятельности святителя Иннокентия (Борисова).
Получив назначение на Крымскую (Таврическую) кафедру, объехав всю местность, архиепископ Иннокентий ясно увидел её духовные нужды. Осенью 1849 года он составил «Записку о восстановлении древних святых мест по горам Крымским», где указывает на скитский вид монашества, как на самый целесообразный для Крыма, хранимый во всей силе на горе Афон и хорошо знакомый в России.
Император Николай I, своей рукой подписав сию «Записку…» к исполнению, возродил в 1850 году монастырскую жизнь в скиту св. Анастасии.
13 августа 1850 года святитель Иннокентий посетил Качи-Кальон, источник св. Анастасии и освятил в церкви св. Анастасии второй предел во имя Страстной иконы Божией Матери.
Икона была принесена в Москву в 1641 году по воле первого российского государя из Дома Романовых Михаила и встречена у Тверских ворот Белого города Государем, его сыном Алексеем Михайловичем, Святейшим Патриархом и Священным собором при большом стечении народа. Но икона, по Преданию, остановилась перед въездными воротами, и Михаил Федорович повелел возвести на «месте сем» Страстной собор, который был построен в 1646 году его сыном Алексеем Михайловичем. А в 1654 году Алексей Михайлович основал при соборе девичий Страстной монастырь.
Московские богомольцы из общины Страстного девичьего монастыря периодически совершали паломничество в Анастасиевскую киновию и в 1888 году на их средства, при участии монахинь того же монастыря была возобновлена вторая древняя церковь, высеченная в отдельном, отвалившемся от скалы камне, во имя святых мучениц: Софии и трех ее дочерей — Веры, Надежды и Любови, весьма малых размеров: не более 4м на 2,5м. Она сохранилась до наших дней и находится на горе, в 350 метрах от Анастасиевской церкви, ныне разрушенной. Ориентирована церковь на юго-восток и имеет два входа. Над одним из них были высечены желобки, отводящие дождевую воду, а в нише, над самим входом, – равноконечный крест.
В южной и северной стенах церкви высечены ниши для икон. Сами стены обработаны косыми ударами кирки и оштукатурены. В храме также были высечены скамьи для прихожан, а в полу южной части храма находится гробница, закрытая каменными плитами.
Вокруг храма сохранились древние захоронения и костницы.
К началу XX в. Анастасиевская киновия уже вполне расцвела и была очень известна как крымскому населению, так и московским богомольцам. Однако, новая волна гонений на христиан, после прихода к власти в России большевиков, не могла не коснуться и ее.
20.06.1932 года протоколом заседания №9 Постоянной комиссии при Президиуме ЦИК Кр. А.С.С.Р. по вопросам культа, постановили: «Монастырское подворье и церковь ликвидировать, ввиду требования трудящихся окружающих деревень, а подворье и церковь передать хутору №2 совхоза «Коминтерн» под культурные нужды».
Постановление было приведено в исполнение. Монастырское подворье Анастасиевское в д. Пычки (ныне с. Предущельное) было ликвидировано. Всё церковное недвижимое имущество конфисковано и передано под «культурные нужды» хутора №2, а судьба выселенных монахов осталась неизвестной.
Здание церкви и келии монастыря были взорваны и разобраны практически до основания, якобы для строительства дороги, которая там никогда не проходила.
По благословению Высокопреосвященнейшего Лазаря, Митрополита Симферопольского и Крымского, 2005 году начался новый этап возрождения древней святыни.
На склоне горы Фыцки, неподалеку от своего прежнего месторасположения начато строительство скита Бахчисарайского Свято-Успенского мужского монастыря в честь святой великомученицы Анастасии Узорешительницы. Пришедшей на это место братии, под руководством иером. Дорофея (Волошина) приходилось по 1,5 км. ходить за водой по горной местности, с канистрой за спиной, жить в землянках, поднимать стройматериалы по горной тропе на руках.
Но зазвучала молитва в этом святом месте и обитель начала благоустраиваться. В скальной пещере был устроен храм во имя св. Анастасии Узорешительницы. Построены братские корпуса, трапезная, колокольня, на территории скита освящен источник во Имя Софии, Премудрости Божией.
Решением Священного Синода УПЦ (журнал № 7 от 12.05.2022) скит Бахчисарайского Свято-Успенского мужского монастыря преобразован в Мужской монастырь в честь св. вмц. Анастасии Узорешительницы.
Здравствуйте!
Сохранился ли бисерный храм после пожара? Можно ли приехать?
Конечно же приезжайте — сохранилось 50% построек скита, Храм огонь не тронул.
Здравствуйте! Подскажите отправляете ли посылки со своими травами. Покупала летом «Монастырский чай», хотела бы еще купить
Здравствуйте, конечно отправляем. Напишите пожалуйста свой номер или напишите на нашу электронную почту куда и как отправить.
Добрый день, были в августе в монастыре. Впечатления от храма и территории восторженные . Фотографировала территорию . Сейчас вижу на фотографиях , что случился пожар . Когда это произошло? До августа этого года или совсем недавно ! Это прискорбно, если уничтожена такая красота
С уважением, Марина
Город Сидней
Спасибо за ваши добрые слова. Это случилось в начале февраля прошлого года. На страничке в вк есть подробные фото с пожара https://vk.com/@-161289109
Здравствуйте!
Скажите пожалуйста, есть ли сейчас святой источник на территории монастыря. В последний раз я у вас была 2 или 3 года назад, и тогда источника уже не было, он пересох. А сейчас как дела?
Еще вопрос про дальний источник в гроте с естественной купелью : освящен ли он и можно ли в нем окунаться?
Спаси Господи!
Здравствуйте! святой источник на территории монастыря есть, он называется в честь Софии Премудрости Божией. Находится при входе в монастырь по тропе из покрышек. Возможно вы посещали в засушливые летние дни, когда воды в источнике бывает крайне мало и еще из-за большого количества посетителей обители. Насчет дальнего источника в гроте с естественной купелью : он освящен и является целебным и в него можно окунаться, для этого необходимо иметь нательное белье или купальник. И по вере вашей дано вам будет. Спаси Вас Христос!
Хотим посетить Бисерный храм. Скажите будет ли он открыт в ПОНЕДЕЛЬНИК 6 декабря с 11 до 15 часов. Спасибо.